11 ГЛАВНЫХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ Я ПОНЯЛА ЗА ГОД ЗАНЯТИЯ ЛЕТТЕРИНГОМ

Строго говоря леттеринг я рисую гораздо больше, чем год - как выяснилось, я делала это еще в школе (только тогда не знала, что это так называется :)). Но первые буковки за деньги я нарисовала примерно год назад - оттуда и веду «официальный» отсчет. Хочу поделиться с вами своим опытом и небольшими открытиями, сделанными за год рисования леттеринга на стоки, на заказ, а также изучения сотен часов видео на Skillshare (если вы не знаете, что это, тыц сюда!).

1. ПЕРВЫМ ЭТАПОМ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ СКЕТЧ

 

Я сопротивлялась необходимости рисовать скетч так долго, как могла. Мне не хотелось «впустую» тратить время - казалось, что если я уберу этап «бумажный скетч» из списка дел, сэкономлю несколько часов. Но чем дольше я изучала леттеринг и иллсютрацию, тем больше видела состоявшихся профессионалов, которые всегда начинали исследование темы с бумаги и карандаша/ручки. И я решила тоже попробовать (не могут же столько талантливых людей ошибаться!) И, знаете, они не ошибались. Скетч не только помогает сделать итоговый вариант интереснее и качественнее, но и экономит время. 


Сейчас я делаю скетчи абсолютно под все работы - и под стоковые, и под частные, и для тех, которые рисую «под трейс», и для тех, которые планирую обводить пентулом. Я не знаю, как это объяснить, но когда проводишь линию ручкой на бумаге - получается более органично, живо и красиво. Возможно, потому что между моментом нажатия и моментом появления линии нет задержки (на компьютере или айпаде она есть, хоть и минимальная).

 


2. НА СКЕТЧАХ НУЖНО СТАВИТЬ ДАТЫ


Я очень жалею, что не ставила даты на скетчах раньше: когда рисуешь, кажется, что это не так уж важно (а если важно - не забудешь). Это важно, и это забывается. А ведь так здорово полистать скетчбук/поперебирать листочки с рисунками и понять, как ты вырос за последний месяц/полгода/год! Сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним - единственный недеструктивный способ сравнения, и даты на скетчах очень в этом помогают.

 


3. ПРОЩЕ РИСОВАТЬ ЛЕТТЕРИНГ, КОГДА ЗНАЕШЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ


Представьте, что вам надо купить мебель в квартиру. Но вы не представляете, что эта за квартира - какого она размера, какого цвета стены, сколько там окон и куда они выходят, есть ли уже там какой-то дизайн и если да, в каком он стиле. Рисовать леттеринг (да и иллюстрации, если уж на то пошло), не понимая, как они будут применяться, это примерно как обставлять неизвестную жилплошадь.


Сформулировав, для чего предназначается леттеринг, гораздо проще над ним работать - это помогает определить масштаб, стиль, цвета, количество деталей и их распределение в работе. Для стокового леттеринга применение можно придумать самостоятельно: например, решить, что этот набор леттеринга будет использоваться для постеров в детских комнатах, или для подростковых маек, или для упаковки кормов домашних животных.

 


4. СТИЛИ НУЖНО СОЧЕТАТЬ ОСТОРОЖНО

 

Когда только начинаешь рисовать леттеринг, хочется попробовать все и сразу, ооочень сложно удержаться от того, чтобы не нарисовать каждое слово как-нибудь по-своему. И я не думаю, что стоит себя ограничивать: нужно пробовать разное, и побольше. 


Но попутно стоит  спрашивать себя: что в данной работе мне нравится? Что - не очень? Какие линии кажутся приятными, а какие раздажают? И потихоньку, анализируя свои работы, сужать количество используемых стилей до одного-пяти. И развивать их. Постоянное использование множества стилей замедляет выработку собственного стиля (о том, как помочь ему вырабатываться я писала тут - тыц!), усложняет поиск «своего» клиента, ну и кроме того просто замедляет работу - когда уже знает, как что-то делать, это получается быстрее и лучше.

 


5. ВНИЗ ТОЛСТО, ВВЕРХ ТОНКО - ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
 

Базовое правило, которое особенно касается браш-леттеринга: когда кисть идет вниз линия должна быть толстой, когда вверх -  - тонкой. Распределение толщины в рамках букв должно этому правилу подчиняться, иначе надпись смотрится очень неловко. И чем дольше изучаешь строение букв, тем более неловко и странно это выглядит :)


Почти все новички игнорируют это правила - я не была исключением. Мне казалось, что это не так уж важно - подумаешь, какие-то правила, а мне сейчас хочется нарисовать иначе! 
 

Но это примерно как, обучаясь водить машину, сказать «вот все едут передом, но так скучно, я буду ездить задом!» Как бы да - так тоже можно :) Но далеко таким образом не доедешь. Чтобы нарушать правила, нужно сначала их хорошенько усвоить. 

 


6. ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ РОВНУЮ ЛИНИЮ, НУЖНО ДЫШАТЬ


Дерганные линии - одна из главных «новичковых» проблем. Волшебной таблетки тут нет, главный способ научиться проводить аккуратные линии - больше практиковаться. Но есть один нюанс, который я нашла для себя полезным: когда проводишь линию, надо спокойно и глубоко дышать (то есть - не задерживать дыхание). Это и правда помогает!

 


7. ДЕШЕВАЯ БУМАГА ЛУЧШЕ ДОРОГО БЛОКНОТА


Я не знаю, у всех ли так, но лично у меня чем дороже блокнот - тем хуже качество работ. Мне так страшно испортить эти страницы, что в голове, вместо творчества, сплошные цифры (например, сколько рублей мне только что стоила неверно проведенная линия). Мне очень симпатична идея иметь аккуратный, наполненный волшебными разворотами скетчбук, и, может, когда-нибудь я до этого дорасту. Но пока я решила, что делать что-то на дешевой бумаге важнее, чем смотреть на красивый, но пустой Молескин, и томно вздыхать, планируя «шедевр» :))


У меня часто спрашивают на какой бумаге я рисую: все, что не акварель, рисуется на обычной бумаге для принтера плотностью 90г. Акварелью рисую на бумаге Canson - опять же, это самый дешевый вариант из тех, что есть в ближайшем магазине.

 


8. ИНСТРУМЕНТЫ ПОЧТИ НЕ ВАЖНЫ


Вначале всегда кажется, что вот если бы узнать, каким именно маркером рисует такой-то крутой иллюстратор, и купить такой же, то работы сразу начнут получаться вау какие! Это очень удобное самооправдание: мол, у меня не получается ровных линий/красивых картинок/часто практиковаться, потому что у меня нет «правильных» инструментов. Но грустная правда заключается в том, что инструменты почти не связаны с качеством иллюстрации. Почти - потому что есть, конечно, использовать стандартные профессиональные инструменты для рисования удобнее, чем шариковую ручку из соседнего киоска.


Я ощутила разницу в качестве своих рисунков, когда сменила обычную гелевую ручку на линер Pigma Micron (об инструментах, которыми я рисую, я уже рассказывала тут - тыц!). Но когда я попробовала более дорогой аналог этого линера - результат уже не менялся. То есть заполучить качественные инструменты - это хорошо, делать культ из поиска «волшебной кисточки» - не очень.

9. ТРЕЙС ЭТО НЕ СПОСОБ УСКОРЕНИЯ, А СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ТЕКСТУРЫ


Раньше мне казалось, что трейс - это волшебный способ ускорения производства картинок. Это не совсем правда. Качественный трейс отнимает не меньше времени, чем хорошая отрисовка пентулом, разница лишь в распределении времени (при создании работы «под трейс» больше времени тратится на аналоговой стадии, тогда как при рисовании пентулом - на компьютерной). Картинку «под трейс» нужно рисовать более тщательно, аккуратно, иногда перерисовывая какие-то детали и кусочки. Ее нужно обрабатывать в фотошопе, а затем в иллюстраторе ("фотошопный" этап можно пропустить, но тогда придется дольше чистить линии, и кстати, про то, как обрабатывать леттеринг у меня есть урок в магазине - тыц!). Ее сложнее размножать, потому что толщину линий (и их стиль) уже не поменяешь. При этом для отрисовки пером достаточно простого скетча, редактировать линии и добавиться разных визуальных эффектов гораздо проще. 

 

Использовать трейс стоит не для ускорения, а для сохранения «хенддроун» эффекта - органической текстуры, всех этих маленьких несовершенств. 

 


10. РАБОТАТЬ ФРАНКЕНШТЕЙНОМ - ЭТО НОРМАЛЬНО


Когда смотришь на работы именитых леттереров (не знаю, как еще одним словом назвать специалистов по леттерингу на русском, простите :)), кажется, что у них буквально с первого раза получается идеальный вариант надписи, логотипа, дизайна. Росчерк раз, росчерк два - готово!


На самом деле за кажущейся легкостью почти всегда стоят часы работы. Очень часто прежде, чем получить результат, который «цепляет», нужно нарисовать не один десяток вариантов, и все для того, чтобы выяснить, что в одном варианте тебе нравится условная «y», но не нравится «b», а в третьем неплохо вышла «o». И тогда ты садишься с калькой или световым планшетом (о том, что это за зверь, я рассказывала тут - тыц!) - и «франкенштейнишь» готовый вариант. Опять же, раньше мне казалось, что это «неправильно», потому что идеальный вариант у профессионалов получается сразу. Но нет, так делают все - это нормально, и не стоит комплексовать, если красиво получается только с 30й попытки.

 


11. ПРАКТИКА РЕШАЕТ 99% ПРОБЛЕМ

 

В изучении леттеринга нет шорткатов. Единственный верный способ повысить качество работ - практиковаться. Не от случая к случаю и не раз в неделю, а регулярно, пусть и понемножку. Один раз в день по 30 минут лучше, чем три часа раз в неделю. Это не значит, что не надо учиться, но не надо зависать на процессе обучения. Иначе это примерно как решить похудеть и целыми днями смотреть видео фитнес-тренировок, поедая тортик :)) 

P.S. Меня часто спрашивают, когда в магазине появится видеокурс «Анатомия Леттеринга». Скорее всего, примерно через месяц: после того, как пройдет второй поток. И да, совсем скоро начнется набор! О новом наборе я сообщу письмом подписчикам (если еще не подписались, сделать это можно в колонке справа) и новостью в группе в Фейсбуке. Я активно работаю над созданием дополнительных видео для этого воркшопа, а также над «расширением» - о том, как зарабатывать леттерингом. Новости будут как только так сразу в фейсбуке и инстаграме :)