ДЛЯ ОПЛАТЫ ИНОСТРАННЫМИ КАРТАМИ / ПЕЙПАЛОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ САЙТ SUCCESSFULSTOCKER.COM

КАК СОЗДАТЬ СВОЙ ШРИФТ: САМАЯ БАЗОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ

Мне кажется у многих из тех, кто увлечен рисованием буковок и создания леттеринга, в какой-то момент возникает мысль: а не превратить ли всю эту красоту в шрифт? Чтобы можно было не только любоваться на конкретную композицию, но печатать эти прекрасные буковки на настоящей клавиатуре и создавать еще больше красоты... Ну по крайней мере так было у меня :) Когда я осознала, что шрифт можно создать самостоятельно, у меня случился буквально переворот сознания (наверное, это именно то, что в английском называется «aha-moment»).

 

И я начала пытаться понять, как же это сделать. Информации было мало, а та, что была, была непонятная и сложная. Я заблудилась в этом дремучем лесу терминов и чуть было не забросила затею научиться создавать шрифты. Но каким-то чудом не сдалась, продолжила пытаться и сделала свой первый шрифт Bronks - далекий от идеала, но очень ценный в плане опыта. Про то, как создавался Бронкс я, кстати, уже писала отдельную заметкy. А сегодня хочу рассказать более подробно про процесс создания шрифта в целом, чтобы вам было проще понять, «ваше» ли это занятие и интересно ли вам будет пробовать.

ШРИФТ НАЧИНАЕТСЯ С БРИФА

Театр начинается с вешалки, а создание хорошего шрифта - с определения цели и создания брифа/мудборда. Это этап, который пропустят 99% новичков (и на который я сама начала обращать внимание, каюсь, не так давно). И в принципе ничего супер-страшного не произойдет, ну разве только что будут все шансы потратить на шрифт кучу времени и не получить финансовой отдачи, просто потому что рынку конкретно такой шрифт в таком стиле, с таким набором глифов оказался не очень интересен. Включать в процесс бриф с самого начала, думаю, могут осилить только те, у кого есть хороший бэкграунд в дизайне/иллюстрации и кто в целом понимает, как исследовать потребности аудитории. Если навыки есть, хотя бы минимальные, то решив изначально, для кого главным образом предназначен шрифт - для брутальных бизнесменов, открывающих магазин крафт-пива, там или хрупких девушек-фотографов, которые хотят красиво писать имена клиентов на дисках, вы сильно упростите себе задачу.

 

Что я подразумеваю под брифом и мудбордом? Это некая информация о том, для кого шрифт презназначен, какими будут его главные характеристики, что с ним будет конечный покупатель делать. Так как информация для внутреннего пользования она может быть в любом виде - хоть в папке на компьютере в виде картинок, хоть в виде мудборда (набора вдохновляющих картинок) на Пинтересте, хоть на бумажке в виде списка.

 

Я сейчас стараюсь собрать себе мудборд, который бы отображал настроение - там далеко не обязательно будут шрифты (скорее не будет, тк не очень хочется нечаянно что-то скопировать), скорее будут цвета, объекты, потенциальное применение, в общем, картинки, создающие настроение. Еще могу написать 3-5 прилагательных, описывающих шрифт, и представить себе некий визуальный ориентир - кто и зачем использует шрифт? Если я представлю шрифт, скажем, на упаковке с чипсами, это не значит, что его не купит кто-то для рекламного плаката о вреде курения, но это значит, что он будет смотреться круто хотя бы на чипсах, что уже поможет :)

ОТРИСОВКА ГЛИФОВ - ДЕЛО ДНЯ :)

Собравшись с духом, то есть с вдохновением, я обычно жду момента, когда у меня будет свободна хотя бы половина дня (в идеале - целый день) и сажусь за отрисовку глифов. Глифы - это символы шрифта, как буквы, так и цифры, и все эти знаки вроде плюса, запятой, вопросительного знака и так далее.

 

Насколько широко я отрисовываю шрифт - то есть сколько создаю глифов - зависит прямым образом от целевой аудитории. Понятно, что чем больше глифов - тем ценнее шрифт, но при этом есть глифы, на которые тратить время стоит, а есть - на которые не очень (например, если вы создаете стандартный хенддроун шрифт для условных малых бизнеов, широкая языковая поддержка будет куда актуальнее, чем все-все-все математические знаки, многие из которых я, честно говоря, увидела впервые в программе Glyphs :)). Подробно о том, какие глифы отрисовывать стоит обязательно, а какие - дополнительно и в каком количестве, я буду рассказывать в воркшопе про создание шрифта, над которым я усердно работаю (про него в конце заметки :)).

 

Коротко могу сказать, что первый шрифт я бы советовала делать простым и лаконичным, иначе, если будете сразу пытаться сделать и начальные, и конечные варианты букв, и кириллицу добавить к латинице, то вы просто не доделаете шрифт (а если доделаете, вряд ли это окупится, тк в шрифтоделании без ошибок не обойтись, умение видеть маленькие помарки и детали, которые влияют на качество шрифта, появляется только с практикой). Поэтому вначале лучше всего обойтись стандартным набором A-Z, a-z, 0-9, основные знаки препинания.

 

Почему я выделяю для отрисовки шрифта полдня-день? Потому что когда «ловишь волну», то есть нащупываешь некий стиль, атмосферу шрифта, то лучше отрисовать все в один заход, пока рука разработана. Это, наверное, касается больше рукописных шрифтов (другие делать пока не пробовала). Если отложить и попробовать нарисовать оставшуюся часть букв потом, они гарантированно будут отличаться, и уйдет время на то, чтобы снова «настроить руку» и начать попадать в общий стиль.

 

Отрисовка шрифта - это самый творческий процесс из всего действа. Если вы наивно полагаете, что создание шрифтов - это сплошное творчество и праздник вдохновения, спешу вас огорчить: творчество и рисование буковок занимают от силы 20% (чаще - меньше) времени, которое уходит на создание шрифта. Остальное - техника: сканирование, обработка, вытраивание алфавита, тюнинг, экспорт в программу, спейсинги и кернинги, настройки кода, тестирование и все такое прочее. Поэтому если вам хочется исключительно рисовать буковки, а про техническую часть вам даже думать скучно, то лучше создавать леттеринг.

ЦИФРОВАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА

Когда шрифт нарисован, настает пора его оцифровывать. Моя цепочка обработки выглядит так: сканер - фотошоп - иллюстратор. В сканере выставляю максимальные настройки, в фотошопе делаю выше контраст и чуток чищу контуры, в иллюстраторе делаю трейс, нахожу алфавит (то есть расставляю буковки в последовательности, пробую «собрать» несколько слов, чтобы проверить, как все выглядит) и чищу-чищу-чищу буковки.

 

Про этап чистки - раньше мне казалось, что «а зачем чистить, это же рукописный шрифт». Но позже вскрылась вот какая деталь: чем больше точек в векторе, тем больше вероятность того, что шрифт будет всячески глючить - от отказа Glyphs (или иной программы, в которой шрифт будет собираться) экспортировать файл, до невозможности конечных пользователей юзать его без ошибок. Поэтому минимум точек - залог комфорта, и да, чистить-таки надо, даже шрифты с текстурой.

 

Чищу буковки в иллюстраторе я несколькими способами: во-первых, волшебным ластиком от Astute Graphics (часть платного плагина, про который я писала тут), к сожалению бесплатной альтернативы хотя бы приближенного качества я не знаю, во-вторых, стандартным иллюстраторским карандашом - выделяю контур и делаю его аккуратнее.

 

После этого я готовлю шрифт к экспорту - это отдельная большая история, про которую в шрифтовом воркшопе будет, скорее всего, аж несколько видео, - и переношу буковки в Glyphs.

ХОРОШАЯ ШРИФТОВАЯ ПРОГРАММА - ЭТО ВАЖНО

Собирать шрифт, то есть превращать буковки векторные в функционирующие, такие, которые можно набить на клавиатуре, в теории можно в разных программах. Если погуглить - вы найдете внушительные списки вариантов на любой вкус и кошелек. Не привожу названий здесь, потому что не готова рекомендовать то, чего не знаю/никогда не пробовала. Я работаю в прграмме Glyphs и знаю только, что все серьезные шрифтовые дизайнеры (те, которые продают шрифты) делают их или в Glyphs, или в Fontlab. Скорее всего это связано с тем, что более дешевые/бесплатные программы не дают всех тех опций, которые нужны для создания интересных шрифтовых историй.

 

Я в свое время выбрала Glyphs потому что хотелось, с одной стороны, сразу привыкать к «правильной» шрифтовой программе (то есть той, которую можно использовать для создания действительно продуманных, сложных, насыщенных элементами шрифтов, а не тыкаться месяц в какой-нибудь бесплатной только чтобы потом выяснить, что там нельзя создавать условные лигатуры), с другой стороны, я не была готова платить в несколько раз дороже за Fontlab. Судя по всему выбор был правильный - знаю людей, которые перешли с Фонтлаба на Глифс и говорят, что у последнего интерфейс понятнее :)

 

Хорошая шрифтовая программа - это важно, потому что именно там происходит волшебное превращение просто буковок в функционирующий шрифт. Если программа не дает возможности создать языковую поддержку - вы не сможете ее создать. Если нельзя добавить альтернативный набор прописных букв, то вы не сможете их добавить, даже если уже нарисовали.

 

После экспорта в Глифс я настраиваю много разных штук: буквенные группы, спейсинг (негативное пространство слева и справа от букв, если грубо), кернинг (расстояния между конкретными парами букв), добавляю языковую поддержку, лигатуры (особые варианты буквенных сочетаний), начальные и конечные варианты (с длинными хвостиками-свошами-флоришами и вот этим всем) и альтернативные наборы, если предполагаются. Попутно настраивается код, чтобы у конечного пользователя все работало так, как я задумала, и без проблем. Вот этот этап, который я описала в пару предложений, это на самом деле то, что занимает около 70% времени при создании шрифта :) А коротко описываю я его не потому что жадина, а потому что про один только кернинг можно написать заметку в три раза длиннее этой, и все равно будет мало. В курсе про шрифты буду останавливаться на всех этих моментах очень подробно (вот как раз сейчас пытаюсь нащупать грань между «недостаточно подробно» и «слишком много информации для переваривания»).

 

Когда шрифт первично настроен, я тестирую его в шрифтовом редакторе - сначала на специальных текстах (где собрано максимальное количество «трудных» буквенных сочетаний), потом на рендомных новостях, скопированных из гугла. Когда все настроено, наступает момент счастья :) Когда шрифт готов и им можно напечатать настоящее слово - для меня самый радостный момент, обычно я несколько минут сижу и печатаю всякие глупые фразы :)) После нескольких минут начинаю видеть мелкие помарки и детали, которые хочется доделать, радость проходит, сажусь составлять список / править.

После того, как шрифт настроен, то есть при попытке что-то напечатать получается именно то, что мне хотелось, и мне нравится результат, я экспортирую шрифт и тестирую его в разных программах - от иллюстратора до ворда (маленький совет: если тестировать совсем лень, то протестируйте хотя бы в ворде, большая часть проблем, если они есть, вылезают именно там).

 

На этом шрифт считается готовым и может отправляться на продажу. Впрочем перед этим нужно не забыть сделать ему крутую презентацию, но это история для совсем другого поста :))

Если вы хотите узнать про создание шрифта подробнее и сделать свой собственный шрифт под моим руководством, вся эта информация в понятном и доступном виде дается в курсе "Создание рукописного шрифта с нуля".

КУРС: СОЗДАНИЕ РУКОПИСНОГО ШРИФТА С НУЛЯ