ШРИФТЫ, LOREM IPSUM И ТЕКСТЫ ДЛЯ СТОКОВЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Мне казалось, что тема шрифтов уже изрядно обмусолена, но народ продолжает спрашивать о том, где брать шрифты для стоковых иллюстраций, стоит ли использовать в картинках надписи, писать ли что-то реальное или ограничиться рыбой; и все в таком духе.​​

Поэтому я решила написать свою версию истории про шрифты и стоки :) Для тех, кто уже в теме, вряд ли будет что-то новое, заметка ориентирована на стоковых "неофитов".

 

Итак, на стоках часто можно встретить работы с некими надписями. Иногда это что-то простое в духе "EPS10" (чтобы потенциальный покупатель сразу знал, в какой версии иллюстрации выполнена работа) или "vector", часто встречаются словосочетания вроде "happy new year" и "lorem ipsum", а порой - целые полотна текста.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАДПИСИ НА КАРТИНКАХ?

Текст делает иллюстрацию более целостной, законченной, концептуальной. А еще он помогает потенциальному покупателю сразу сообразить, как он может использовать иллюстрацию. Например, если дизайнер ищет темплект (заготовку) для флаера, ему проще купить не какой-то абстрактный паттерн (который потом как-то надо "одеть" на открытку и прифигачить рядом текст), а что-то уже придуманное и практически готовое к употреблению:​

Тут Марковка уже все придумала - осталось только вместо семпл текста поместить на то же место свой. Все уже заранее понятно и предсказуемо, не надо ломать мозг, пытаясь придумать какой-то концепт, все уже придумано за тебя - бери и пользуйся.

 

В данном случае текст исполняет служебную роль, то есть он просто помогает "продать" идею.

 

Но на стоках есть и другая категория иллюстраций - те, где текст играет главную роль. Например, как в этом постере авторства Tortuga:

Сюда же относятся разного рода шрифты и алфавиты.

 

Эту разницу - между иллюстрациями, в которых текст играет служебную роль, и теми, где он является самостоятельным арт-объектом, важно понимать, потому что от этого сильно зависит, какие шрифты использовать стоит, а какие - не очень.

КАКИЕ ШРИФТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СТОКОВЫХ КАРТИНОК?

Анна, русскоязычный сотрудник Шаттерстока, как-то сказала, что в иллюстрации можно использовать абсолютно любые шрифты (если не изменяет память, это было на форуме микросток.ру). У нее тогда еще переспросили - мол, прям совсем любые? Она ответила что да, главное - чтобы шрифты были переведены в кривые (через object - expand, например), но в принципе шрифты в виде шрифтов шаттер все равно не примет. Важная ремарка: Анна говорила про те иллюстрации, где шрифт играет служебную роль.

 

Но я, если честно, предпочитаю перестраховываться.

 

Потому что мне кажется вполне реальной такая ситуация: нарисовала я, скажем, картинку, где шрифт не играет главную роль, но он является существенной частью композиции. И бац - эту картинку кто-то покупает по расширенной лицензии и печатает партию маек. И вот идет в один прекрасный день создатель шрифта по улице - и встречает человека в майке, где использован его шрифт. Возможно он уже к такому привык, а может он уже заработал достаточно, чтобы не ходить по улицам, но в любом случае это как-то некрасиво.

 

Поэтому лично я предпочитаю для стоковых иллюстраций использовать либо шрифты, нарисованные мною лично, либо шрифты с лицензией OFL (open font license) - то есть изначально разрешенные для коммерческого использования.

ГДЕ БРАТЬ ШРИФТЫ?

Про нарисованные вручную, думаю, все понятно: их можно просто брать и рисовать. Хоть сразу в иллюстраторе, хоть ручкой на бумаге (я обычно делаю именно так), а потом либо трассировать, либо обводить, кто как любит. Именно собственноручно нарисованные шрифты лучше всего использовать для типографических постеров и разных вдохновляющих цитат - так вы точно будете уверены в том, что не продаете то, что продавать не очень можно. К тому же рисовать такие штуки - очень весело.

 

Если вам рисовать шрифты не весело - используйте те, что уже нарисованы, но - с правильной лицензией. Я беру "правильные" шрифты на сайте fontsquirrel. Там лежит множество прекрасных бесплатных шрифтов (есть и платные, но недорогие), которые можно скачать и использовать в коммерческих целях совершенно законно и легально.

Итак, со шрифтами разобрались, теперь давайте разберемся со смыслом.

ЧТО ПИСАТЬ НА КАРТИНКАХ?

Текст, который вы используете на иллюстрациях, глобально может быть двух видов: фейковый и настоящий.

 

Фейковый текст - это так называемая рыба текст - некий набор слов, которые ничего не значат. В дизайнерском мире принято использовать рыбу текста Lorem Ipsum (текст лорем ипсум можете найти, например, на википедии). Это давняя и хорошая традиция, которая ни у кого не вызывает вопросов - ни у инспекторов, ни у покупателей. Не знаете, что писать, а написать что-то очень хочется - используйте Lorem Ipsum.

 

Впрочем, настоящий текст тоже можно использовать, но с некоторыми оговорками. Фразы и слова, которые вы используете, не могут являться объектами авторского права или трейдмарками. То есть, например, использовать слово "Iphone" в иллюстрациях (и даже в ключевых словах) нельзя. Использовать слово "phone" - можно.

 

Лично я в инфорграфике предпочитаю использовать настоящие слова, о причинах, по которым я это делаю, я подробно рассказываю в курсе "инфографика для стоков" (ищите его в магазине).

 

В логотипах я тоже использую настоящие слова, но стараюсь делать их максимально простыми и базовыми, без названий и деталей. То есть, если рисую лого для йога-студии, я обычно пишу что-то вроде "yoga studio", но не "lotus yoga", так как последнее вполне может оказаться названием реально действующей студии. И это может стать причиной отказа на некоторых стоках. Например, один раз айсток завернул мне порцию логотипов для конных ранчо, объяснив это тем, что в иллюстрации используются названия реально действующих ранчо - и это не круто. Переделываю и больше на эти грабли не наступаю :)

 

И последнее.

 

После того, как вы написали весь свой текст, не забудьте перевести его в кривые, то есть сделать экспанд. Иначе картинку на стоках у вас не примут - шрифты относятся к "запрещенным" эффектам для загрузки вектора на стоки.