КАК РАЗРИСОВАТЬ СТЕНУ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

На днях я наконец-то сделала то, что давно планировала: нарисовала картинку с леттерингом и дудликами на стене своей московской квартиры, которую мы готовили под сдачу. Это был мой второй опыт рисования на стене - впервые я пробовала это сделать в Таиланде, и, хоть осталась не очень довольна результатам, поняла, что рисовать на стенах мне нравится :) Решила обобщить информацию в посте - вдруг вы тоже соберетесь порисовать на стенах и у вас будут возникать те же вопросы и проблемы, что и у меня?

КАК ПОДГОТОВИТЬ СТЕНУ

Перед тем, как что-то рисовать не стене, нужно убедиться, что стена:

а) ровная

б) покрашена

 

Если у вас стена с обоями - их нужно оторвать, стену выровнять, прогрунтовать и покрасить краской. Если уже покрашена - можно сразу рисовать, если соблюден пункт “а”. И да, говоря про ровность я имею ввиду не столько отклонения по горизонтали и вертикали (это как раз рисунок очень поможет скрыть и это не так критично), а гладкость. Если за стену не цепляются пальцы и колготки - уже ок :) Если стена бугристая, то в теории все равно можно рисовать, но приготовьтесь, что будет сложно, вы потратите больше чернил, а результат будет не такой вау, как хотелось бы. Ну и да - скорее всего, вы потратите на рисунок больше времени, чем если бы все-таки занялись выравниванием.

 

Рассказываю на своем опыте: стена, на которой я рисовала в Таиланде, имела текстуру “хрень с камушками и песком”. Такую, знаете, можно встретить в российских подъездах, часто покрашена зеленой краской. Я не стала исправлять, потому что переделка в тот момент меня пугала больше, и я подумала, что и так сойдет, но потом очень сильно и долго жалела: провести прямую линию было нереально.

Стена в Москве была сдана застройщиком покрашенной в белый цвет, можно было брать черный маркер - и начинать рисовать. Но я хотела черный фон (потому что простые пути - не для меня), поэтому перед тем, как рисовать, покрасила стену в черный. Я выбрала краску с эффектом грифельной доски от Siberia, потому что на тот момент еще окончательно не определилась, чем буду рисовать на стене и рассматривала обычный мел. Краску наносила сама валиком и кисточкой на стыках со стенами и потолком (закрыв их малярным скотчем), ничего сложного.

 

По совету представителей Siberia ничем дополнительно стену не покрывала перед нанесением. После первого слоя стена смотрелась не очень - было много проплешин, после второго все выровнялось, стена стала приятно-черной, и, что мне понравилось, слегка шершавой и абсолютно матовой. Я попробовала рисовать на стене мелом - ощущения немного странные, кажется, что мел не идеально смывается с краски, но мне, увы, пока не с чем сравнить, поэтому отзыв о том, как эта краска работает именно под меловую доску пока сформулировать не могу. Для моих целей краска меня устроила на 100%.

ЧЕМ РИСОВАТЬ: МОЙ ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Если со стеной ничто не будет вступать в контакт, ее можно разрисовывать чем угодно: хоть ручкой, хоть маркерами для CD - главное, чтобы вам было удобно работать инструментом и толщина линии/цвет вас устраивали. Но если стену будет кто-то или что-то трогать - все сложнее, особенно если цель, чтобы рисунок не стирался (если стирался - комбинация из мела и грифельной краски вас спасет :)).

 

В моем случае дело осложнялось тем, что я планировала нанести рисунок на кухонный фартук, который предполагается хотя бы иногда мыть. Я уже вижу, как вы схватились за голову и кричите: “А как же жир оттирать?!” Но обо всем по порядку.

 

Я рассматривала следующие варианты:

  1. Нарисовать рисунок мелом, закрыть стеклом
  2. Нарисовать рисунок кисточкой и какой-то неубиваемой краской и ничем не закрывать
  3. Нарисовать неубиваемой краской + закрыть стеклом

 

Вариант со стеклом меня не очень привлекал, потому что это лишние траты, причем не маленькие, и мне не очень нравится, как смотрится стекло на части стены, а делать его на всю стену немного безумие. Поэтому идея с мелом быстро была вычеркнута и я пошла искать неубиваемую краску.

 

Тут я планировала сделать большой обзор самых разных маркеров и материалов, но правда заключается в том, что, когда я пошла искать то, чем удобно рисовать и что сложно стереть, я везде натыкалась только на одну марку: Molotow. Они делают маркеры с очень мощными чернилами, которые так просто не смоешь. И, увы, за эту публикацию мне никто не платил (товарищи из Молотова, я не откажусь от бесплатных маркеров, если что ;)).

 

У Молотова есть несколько типов маркеров, меня интересовали именно акриловые - они стираются только пока не высохнут, потом обычной водой уже не смыть, только растворителем (по крайней мере у меня смыть не получилось, а терла я знатно). Акриловые маркеры бывают разных размеров и имеют разные наконечники, подробный отзыв я как-нибудь обязательно напишу в Инстаграме. Мне больше всего понравился круглый наконечник 4мм, предпочла бы больший размер, но круглых большего не нашла, а скошенные мне не нравятся. Маркеры перезаправляемые, это значит, что, когда чернила закончатся, можно долить еще. Кончики тоже можно менять (они стираются), но надо знать, какие кончики к какому маркеру подойдут.

В качестве чуть более дешевой альтернативы я рассматривала купить обычную белую акриловую краску и рисовать кисточкой - по эффекту почти то же самое, но по удобству сильно проигрывает, плюс я хотела получить линию равной толщины.

 

Итог такой: я очень довольна выбранным инструментом - легко использовать, экономичный расход, линия получается плотной и яркой, и да, рисунок не смывается! Я яростно терла один участок несколько минут, линия никуда не делось. А тем, кто переживает, что будут оставаться жирные капли, сообщу, что есть очень классные и копеечные решетки на сковородки, которые спасают от разбрызгивания, плюс рабочая поверхность у нас получилась на 10 см глубже стандарта и, соответственно, плита не стоит вплотную. Ну а если арендаторы запачкают стену так, что ее будет не отмыть, я не сильно расстроюсь - покрашу поверх и нанесу новый рисунок ;)

ЧТО РИСОВАТЬ

Я долго мучилась вопросом, что бы такого нарисовать. С одной стороны, хотелось сделать большой леттеринг, с другой - сделать много разного леттеринга, с третьей - дудлики прочно вошли в мою жизнь и жалко оставлять их за бортом. А еще квартира делалась под сдачу, и рисунок находился на кухне, хотелось, чтобы итоговая картинка была достаточно нейтральной, но вместе с тем уместной.

 

В какой-то момент я решила, что во главу угла нужно ставить свое самовыражение, то есть рисовать в том стиле, в котором я хотела бы рисовать на заказ. А значит, это дудлики + леттеринг. Но добавила себе небольшой челлендж: решила, что объекты у меня не будут находиться отдельно и сами по себе, как происходит на моих рисунках почти всегда, а будут немножко выпирать друг из друга, накладываться и перетекать.

 

Я решила, что леттеринг и дудлики у меня будут на равных правах, то есть я не буду выделять леттеринг сложным декором и заливать его цветом, все буду рисовать в одной толщине, не давая никому главную роль.

 

А потом я пару недель думала над скетчем и даже нарисовала несколько примерных вариантов. 

 

Проследите за эволюцией ;)

Сначала я хотела делать леттеринг на русском, кириллицей, чтобы попрактиковаться, но потом уперлась в стену под названием “не могу найти смешные, но короткие и емкие цитаты, которые смотрелись бы уместно”. То ли я такая придирчивая, то ли кириллица все-таки слишком обязывает и привлекает внимание. Поменяла все на английский и почувствовала облегчение - все-таки с латиницей мне работать сильно привычнее и проще.

 

Потом долго мучила дудлики - в изначальном варианты было много всего не про еду - облачка, радуги и все такое, но к конечному варианту я решила, что кухня - не место для облачков, нужно больше сладостей, овощей, приборов и всего, связанного с пищей. Поэтому последний скетч взяла за основу, переделывала уже на ходу на стене.

КАК ПЕРЕНЕСТИ РИСУНОК НА СТЕНУ

Если у вас есть скетч и вы хотите перенести его из блокнота/айпада на стену, есть три основных способа переноса.

 

Способ первый: на глаз

Самый банальный, очевидный и не требующий дополнительных приблуд. Смотрите на картинку - пытаетесь повторить на стене. Это как раз тот способ, которым пользовалась я, потому что организовывать два других было некогда. Сработает, если вам не очень важно, чтобы картинка повторялась точь-в-точь, если вы умеете и готовы импровизировать и если вас не раздражает, когда картинка на скетче и на стене перестают сходиться :) Я для себя решила, что проще рисовать сразу на стене без скетча, чем "подсматривать", потому что это больше раздражает, чем помогает.

 

Способ второй: квадраты

Этот способ позволяет перенести картинку довольно точно, но требует времени. Суть такая: расчерчиваете свой скетч на квадраты, потом чертите те же квадраты на стене и переносите картинку, используя эту сетку как опору. То есть схематично перенесли содержимое одного квадратика, потом второго, третьего и так далее. Это все равно не гарантирует идеальной точности и все равно нужно будет приспособиться, но по идее проще, чем без квадратиков. У меня не хватило терпения для нанесения квадратиков.

 

Способ третий: проектор

Самый удобный, но при этом самый дорогой способ, про который я, увы, тоже пока знаю только в теории, потому что выбранную модель проектора нужно было ждать три недели и я его пока не купила. Проекторы бывают двух типов: непосредственно для художников, для перевода картинок на стену, и обычные, с помощью которых можно еще и фильмы смотреть.

 

Самые известные проекторы для художников выпускает американская фирма Artograph. Большинство моделей устроены следующим образом: кладете лист со скетчем, ставите сверху проектор и он проецирует картинку на стену. На мой взгляд в этом подходе есть много минусов: скетч должен быть достаточно четким и определенного размера, чтобы, с одной стороны, влезать в пространство под проектор, с другой - показывать достаточное количество деталей. Ну и стоит он не очень дешево.

 

Проектор, который можно использовать и как домашний кинотеатр, на мой взгляд более разумное решение. Но тут надо понимать вот что: не всякий проектор, который может показывать фильмы, будет хорош для проецирования картинок на стену. Там миллион всяких мутных параметров, о которых очень хорошо рассказано в этой заметке, вот главные, за которыми нужно следить:

  • проектор должен быть короткофокусным, то есть иметь параметр отношения расстояния к размеру изображения чем меньше, тем лучше. Условно 0.4:1 или 0.8:1 (значит, что на проецирование метра картинки нужно отставить проектор на 40 или 80 см от стены соответственно). Очень многие проекторы тут отваливаются, потому что если для показа киношки показатель 1.55:1 вполне ничего, то при попытке расписать стену 2х3 с помощью такого в небольшой квартире возникнут проблемы, потому что не хватит длины комнаты :)
  • проектор должен быть контрастным и хорошо показывать даже в светлой комнате (потому что не всегда есть возможность занавесить все окна, а рисовать по ночам - сомнительное удовольствие), поэтому нужно следить за параметрами мощности лампы (от 200 вт), контрастности (от 10 000:1), и люменами (от 3000). 
  • удобно, если есть возможность подключения флешки
  • ну и самый хитрый параметр, который мало где есть, но очень полезен: вертикальная и горизонтальная корректировка изображения. Проектор с этими двумя параметрами можно поставить не ровно напротив, а немного левее-правее-выше-ниже и докрутить так, чтобы изображение не косило. 

К сожалению, я не могу порекомендовать вам конкретную модель, потому что сама запуталась в выборе и пока так ничего и не купила. Если найду время, доразберусь, куплю и протестирую - обязательно напишу дополнительно. Судя по яндекс.маркету моделей, совмещающих все вышеизложенные качества, дешевле 50 000 не найти, а скорее стоит рассчитывать на 80-90, так что удовольствие не из дешевых. Для разовой росписи я бы брать точно не стала.

 

РЕНДОМНЫЕ МЫСЛИ ПРО РОСПИСЬ СТЕН

  • Я рисовала без сетки, с визуальной опорой на скетч, который держала перед глазами на айпаде. Было сложно рисовать буковки так, чтобы они не уплывали сильно вверх и не падали вниз, то есть шли параллельно полу. Решалось это довольно просто: можно было бы прочертить направляющие, но мне хотелось фристайла и, что уже скрывать, было лениво, поэтому я допустила в обоих случаях легкую кривизну.
  • В первый раз, когда рисовала в Таиланде, не подумала заранее о том, что более толстые/закрашенные участки будут перетягивать на себя внимание и добавила эти акценты в более рендомных местах, чем хотелось бы. В Москве учла урок и решила, что буду делать все монолайном - одной толщиной, без закрашиваний. Это не обязательно, вполне можно закрашивать часть буковок и объектов, но просто надо следить, что закрашенное становится тяжелее, и думать о ритме и смысле.
  • Роспись стены - это серьезный физический труд. Особенно устает спина и плечо рабочей руки. А более нелепые позы, чем при росписи стены, принимают, наверное, только актрисы порнофильмов )) В какой-то момент я обнаружила себя, сидящей наполовину в раковине, со смесителем, уткнувшимся в живот, ну и, конечно, случайно задела рычажок и облила себя горячей водой. В другой раз пришлось доверить рисование левой руке, потому что правая не пролезала в пространство между стеной и вытяжкой. Ну и да, пришлось провести некоторое время в раковине ))
  • В “обычной” жизни я привыкла рисовать, опираясь предплечьем на лист/стол, то есть я не держу руку на весу. Да еще и рисую максимум на А4, не делаю размашистых движений. Поэтому было очень непросто контролировать линии на большой дистанции, учитывая, что руку опереть было почти всегда некуда (потому что риск задеть свежую краску).
  • Я привыкла к удобной перспективе при рисовании - склоняешься над айпадом/листом - и все видно. Когда рисуешь на стене, в 70-80% случаев видишь изображаемый объект с очень странного угла - то сильно снизу, то сбоку, то вообще не видишь. И поменять угол зрения не всегда легко (или нужна очень большая лестница/строительные леса). Было очень странно и непривычно, но, думаю, со временем приспосабливаешься.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Если у вас есть опыт рисования на стенах - делитесь любимыми материалами и проверенными приемами, будет очень интересно почитать!