ЧИСТКА СТОКОВОГО ПОРТФОЛИО - МОЙ ОПЫТ

Обычно принято хвастаться количеством нарисованных/загруженных картинок на стоки. А я сегодня похвастаюсь другой цифрой: с начала этого года я удалила с Шаттерстока почти 500 векторов (491, если быть совсем точной).​

ЗАЧЕМ УДАЛЯТЬ ФАЙЛЫ ИЗ ПОРТФОЛИО? 

Во-первых, чтобы не было стыдно.

 

У меня все внутри переворачивается, когда я вижу, что кто-то купил картинку, сделанную на заре моих познаний иллюстратора, с кривыми линиями, странным способом раскрашивания (до того, как я узнала, как быстро и легко «заливать» цвета в иллюстраторе, я банально красила все блоб-брашем), в общем кошмарчик. Стыдно. Очень стыдно.

 

Во-вторых, чтобы поднять общий уровень портфеля.

 

Простая человеческая логика подсказывает мне, что покупатели будут охотнее приобретать товар в том месте, где все красиво, аккуратно и стильно. Стоки в этом плане мало чем отличаются от какого-нибудь, скажем, магазина одежды.

 

И если бы мой магазин одежды (портфель на стоках) был один на город, можно было бы позволить себе не слишком беспокоиться о качестве, но в условиях, когда это скорее маленький корнер в огромном-преогромном молле с гипермаркетами, бутиками и другими магазинами, не думать о качестве товара и красоте подачи нельзя.

 

Ведь гораздо приятнее зайти в магазин, где сделан свежий ремонт, выглаженные вещи висят на вешалках, в примерочных приятно пахнет и есть большие зеркала, чем в тот, где из одежды торчат нитки, воняет грязными носками, а на зеркалах в примерочных написаны матерные слова ) Во втором магазине тоже наверняка можно отыскать приятную и хорошую вещь, но захочет ли ее там кто-то искать?

 

И да, надо учитывать, что на стоках, в отличие от магазинов одежды, между действительно крутыми, качественными и интересными продуктами и простыми, банальными и не слишком продуманными нет ценовой разницы.

 

В-третьих, чтобы повысить RPI (доход на картинку).

 

Это исключительно мое предположение, ничем документально не подтвержденное, но мне кажется, что алгоритм выдачи стоков в какой-то мере учитывает то, из какого портфеля картинка пришла. И хороший показатель уровня портфеля - это RPI (revenue per image, то есть доход с картинки). Ведь чем больше денег в среднем зарабатывает картинка у человека, тем крепче и лучше его портфель, тем, значит, выше качество иллюстраций.

СИНИЕ ЛОШАДИ И ГРУСТНЫЕ КАПКЕЙКИ

Принимая решение о том, какие картинки удалить, я не смотрела статистику продаж - ориентировалась на ощущения и текущий уровень знаний о стоках. Чистку я проводила в несколько этапов - сначала удаляла откровенный треш, потом - просто неудачные картинки, в конце - слабые картинки, которые вряд ли когда-нибудь будут продаваться.

 

Подборка удаленных файлов была чудесная по своей ужасности :) Голова лошади с синей гривой. Неряшливые а-ля абстрактные паттерны (типа смотрите, как я умею водить блоб-брашем по артборду, никто же еще так не догадался делать :)). Грустная лошадь с надписью «с днем рождения». Капкейки с той же надписью в мрачных тонах. Странная девочка, зачем-то плывущая в платье мимо кораллов. Медуза цвета «вырви глаз» на градиентном фоне. И мой фаворит - сваренный краб с надписью «туризм - это весело»…

 

О чем я думала, когда рисовала все эти картинки? 

 

Скорее всего о том, что надо что-то нарисовать, потому что надо что-то загрузить. В тот момент казалось, что лучше грузить хоть бы что, чем не грузить ничего.

 

Отчасти это было правильно - если бы я не рисовала эти ужасные картинки, попутно изучая иллюстратор и стоки и анализируя продажи, я бы, наверное, так и не поняла, что на стоках пользуется спросом и как рисовать надо. В идеальной реальности я бы посоветовала всем сначала изучить стоки, понять, что там продается, а что - не очень, найти темы, изучить иллюстратор, осознать свои склонности - и уже потом рисовать. Но реальный мир далек от идеала ) И научиться чему-то, не практикуясь и не совершая ошибок, очень и очень сложно.

 

Поэтому лучше рисуйте ужасные картинки, чем не делайте ничего. Главное - не забывать анализировать продажи, смотреть на хорошие картинки, учиться - тогда потихоньку придет понимание того, что и как делать лучше. Ну и еще можете заказать у меня анализ портфолио - так процесс пойдет быстрее )

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЫХ КАРТИНОК 

Посмотрев на свои первые картинки в последний раз, я увидела в них много ошибок, которые допускают и другие новички.

 

А именно:

 

  • Слишком пустые и простые фоны;
  • Неумелое, но очень активное использование градиентов;
  • Тусклые, скучные цвета либо цвета, которые «не дружат» между собой (вот тут я писала про несколько способов подбора цветов к иллюстрации);
  • Текст и надписи везде и всюду - даже там, где они мешают основным элементам;
  • Отсутствие негативного пространства, стремление прижать контуры артборда к элементам по-максимуму, а сами элементы - друг к другу (иногда это оправдано, но чаще все лучше оставлять хотя бы немножко воздуха);
  • Отсутствие темы - картинки либо слишком абстрактные, либо нарисованы на гипер-популярные темы (цветочки, кошечки и тп);

 

Также были удалены:

 

  • Картинки, которые плохо смотрятся на маленьких превью - вначале я как-то не думала о том, что прежде, чем картинку купить, покупатель должен захотеть открыть ее в крупном размере, выбрав по превью;
  • Картинки, которым невозможно придумать применение, не употребляя запрещенные средства для развития фантазии;
  • Картинки, которые были сделаны слабо с технической точки зрения. 

ЭФФЕКТ ОТ ЧИСТКИ 

Чувствовала я себя после чистки волшебно - как будто устроила генеральную уборку в пыльной, грязной и захламленной ненужными, сломанными и корявыми шмотками квартире, и теперь все пусть и не блестит, но выглядит довольно уютно.

 

Что касается финансов - то после каждой чистки удивительным образом начинают более активно продаваться файлы того же временного периода. И в целом продажи растут. Связано это с чисткой или нет - не знаю, но вполне возможно :) После первой большой чистки в феврале (тогда я удалила около 20% своего портфолио) Шаттерсток показал BME - то есть месяц стал лучшим по доходам за все время на стоках на тот момент.

А ВДРУГ ПРОДАСТСЯ? 

Многие стокеры придерживаются позиции не трогать даже самые старые и самые ужасные файлы, потому что «а вдруг» (вдруг их кто-то купит, а вдруг еще и по расшире?). Ну да, такое может случиться.

 

Но почему-то эти люди не думают о потенциальной упущенной выгоде. То есть о том, что, может быть, кто-то хотел купить по расшире «нормальную» картинку из портфолио, но заглянул посмотреть, что там еще есть, испугался старых файлов и убежал. И лично мне такой сценарий кажется куда более реальным, потому что я бы поступила именно так :)

 

Вот представляете - приходите вы в кондитерскую, хотите купить пироженку, смотрите на витрину. На верхней полке все такое красиво-прекрасное, вкусное и свежее. На средней - уже немножко зачуханное и помятое. А на нижней стоят пироженки с плесенью. Хотите ли вы покупать что-то в этой кондитерской?

 

С портфолио - то же самое.

 

Просто многие стокеры забывают (или вовсе не думают) о том, что на решение о покупке влияет множество факторов, и общее впечатление от вашего портфолио определенно играет свою роль.

 

Оставлять картинки «авось кому пригодятся» - это как не выбрасывать испорченные продукты из холодильника или сломанные вещи из дома. Для меня это вопрос решенный - чисткам быть, потому что я хочу находиться в чистоте и красоте. Мне удалять старые работы не жалко, наоборот - радостно. Потому что если работы, сделанные год назад, кажутся мне слабыми, это отличный показатель того, насколько я за это время выросла как автор :)

 

А что вы думаете про чистку портфолио?

 

 

UPD: Важный момент: по правилам Шаттерстока нельзя удалять больше 100 картинок за 90 дней, либо 10% от портфолио - в зависимости от того, что больше.